Анахата и индуизм.

Анахата и индуизм.

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ АНАХАТА ЧАКРЫ: не подвергавшаяся удару.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: сердечное сплетение.

БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, НАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖХАМ, ДЖАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ.

ПРОЯВЛЕНИЯ: достижение равновесия между чакрами выше сердца и тремя чакрами выше.

ТАТТВА: воздух (отсутствие формы, запаха и вкуса).

ЦВЕТ ТАТТВЫ: бесцветная (в некоторых текстах говорится о дымчато-сером цвете).

ФОРМА ТАТТВЫ: шестиконечная звезда.

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЧУВСТВО: осязание.

ОРГАН ЧУВСТВ: кожа.

ОРГАН ДЕЙСТВИЯ: руки.

ВАЙЮ: прана-вайю, этот вайю находится в верхней части груди и представляет собой тот воздух, которым человек дышит. Прана-вайю богат животворными отрицательными зарядами.

ЛОКА: маха-лока.

ПЛАНЕТА УПРАВИТЕЛЬ: Венера (лунный тип, женское начало).

ФОРМА ЯНТРЫ: шестиконечная звезда анахата чакры окружена двенадцатью алыми лепестками и символизирует элемент воздуха. Воздух представляет прану, жизненное дыхание тела. Она обеспечивает силу лёгких и сердца, снабжая их кислородом и жизненной силой, то есть пранической энергией. Воздуху присуща подвижность и поэтому анахата чакра означает движение во всех направлениях. Эта янтра состоит из двух пересекающихся треугольников. Один обращён вершиной вверх, другой вниз. Обращённый вверх вершиной символизирует Шиву и мужское начало. Обращённый вниз вершиной треугольник соотносится с женским началом и Шакти. Когда эти силы сливаются в гармонии, возникает равновесие.

КРУГ С ДВЕНАДЦАТЬЮ ЛЕПЕСТКАМИ. Двенадцать лепестков, отходящих от круга во вне, окрашены тёмно-красным цветом. Они означают распространение энергии из двенадцати источников в двенадцати направлениях. В отличие от первой-квадратной, второй-круглой и третьей-треугольной чакры, четвёртая чакра расширяется во всех направлениях и измерениях в форме шестиконечной звезды. Анахата чакра является центром равновесия организма и связана с равномерным-как нисходящим, так и восходящим-течением энергии.

КРУГ С ВОСЕМЬЮ ЛЕПЕСТКАМИ. Внутри анахата чакры расположен восмилепестковый лотос, в центре которого находится духовное или эфирное сердце. В отличие от физического, это сердце, которое носит название ананда-канда, расположено справа, а не слева. Именно в этом духовном сердце человек медитирует на Божественность или Свет. Восемь лепестков соответствуют различным эмоциям и при течении по ним энергий человек ощущает связанное с данным лепестком желание.

ЛОТОС ДУХОВНОГО СЕРДЦА. Лепестки соответствуют сторонам тела и промежуточным направлениям. СЕВЕР (уттара) - стремление к сексуальности. СЕВЕРО-ВОСТОК (ишана) - благотворительность. ВОСТОК (пурва) - желание совершать праведные поступки. ЮГО-ВОСТОК (агнейа) - сон, скука, ленность. ЮГ (дакшина) - гнев, жестокость. ЮГО-ЗАПАД (найрактра) - склонность к дурным поступкам. ЗАПАД (пашчима) - счастье, радость, игривость, лила. СЕВЕРО-ЗАПАД (вайява) - подвижность.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: ЙАМ. При произнесении звука ЙАМ язык зависает в воздухе во рту, а центром сосредоточения становится область сердца. При правильном произнесении биджи ЙАМ в сердце возникает вибрация, а любые преграды в сердечной области исчезают. Когда сердце становится открытым, восходящий поток энергии не испытывает никаких препятствий. Этот биджа-звук наделяет практикующего властью над праной и дыханием.

НОСИТЕЛЬ БИДЖ: олень (антилопа) является символом сердца. Олень скачет от радости и вечно преследует миражи, призрачные отражения. Черезвычайно осознанный, чувствительный и полный вдохновения олень олицетворяет характер человека с преобладающей анахата чакрой. Глаза оленя символизируют чистоту и невинность и притягательные глаза человека анахата чакры не менее чисты и прстодушны. Говорят, что олень готов умереть ради чистого звучания. Человеку с преобладающей анахата чакрой присуща любовь к внутренним звукам, анахата-надам.

БОЖЕСТВО: Ишана-Рудра-Шива владыка северо-востока полностью отстранён от мира. Это Божество с камфорно-синей кожей олицетворяет природу человека анахата чакры, пребывающего в постоянном состоянии счастья. Этот бог облачён в тигровую шкуру, символизирующую обитающего в джунглях желаний тигра разума. Ишана имеет миролюбивую и благотворную природу. В правой руке он держит трезубец, а в левой-барабан дамару. Священная Ганга стекает с его локонов прохладным и очищающим потоком самопознания. Обвивающие его тело змеи олицетворяют покорённые им страсти. В отличие от гневного дряхлого аскета анахата чакры, этот бог вечно юн. Не остаётся никаких тревог, связанных с мирскими удовольствиями, унижениями и славой. Желания уже не представляют собой проблемы, так как энергия анахата чакры уравновешена во всех направлениях. Человек, в сознании которого господствует анахата чакра, живёт в гармонии с внешним и внутренним мирами.

ШИВА В ЛИНГАМЕ. В анахата чакру входит лингам, где Шива-Рудра предстаёт в облике Сада-Шивы (сада-вечный, шива-благодетель). Эта Шабда-Брахма или вечный Логос. В этом аспекте он является Омкарой, слиянием трёх гун-саттвы, раджаса и тамаса, которые олицетворяются звуками А,У И М соответственно, а в сочетании образуют священный слог АУМ или ОМ. Этот бог держит в руке трезубец-символ трёх гун. Его кожа имеет камфорно-синий цвет, а тело прикрыто золотистой тигровой шкурой. Барабан дамару в другой руке отмеряет ритм сердцебиения.  Этот Шивалингам является вторым лингамом в теле и именуется вана-лингамом (вана-стрела). Напомним, что первым является сваямбху-лингам в первой муладхара чакре, вокруг которого обвита змея кундалини. Сила лингама проявляется как внутренний гуру человека. Сердечный лингам можно считать наставником, который на каждом шагу предупреждает или воодушевляет практикующего при восходящем движении потока энергии - это происходит, когда человек следит за своим серцебиением. Увеличение или снижение сердечного ритма служит предупреждением, отмечающим какие-либо ошибки, допущенные во время практики. Этот лингам образован тканями нервного центра в анахате чакре. Окружённый тремя чакрами снизу и тремя сверху, он сияет золотым светом, словно драгоценный камень в самом центре чакра-малы (гирлянды чакр, то есть позвоночник). В самом начале практик подъёма кундалини и перехода к высшим состояниям сознания суфии и мистики других традиций предлагают своим ученикам мысленно представлять сияющий в сердце чистый свет. Именно в сердце возникает анахата-нада или шабда-брахма, не вызванный ударом космический звук.

ШАКТИ: Какини. Четыре головы Какини олицетворяют восхождение энергии на уровень анахата чакры. Её кожа имеет розовый цвет, а сари небесно-голубой. Эта богиня восседает на розовом лотосе. Какини-Шакти вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Энергия анахата чакры является самопорождающей и самодвижущей. В своих четырёх руках Какини держит предметы, необходимые для достижения равновесия: МЕЧ-становится тем оружием, с помощью которого человек рассекает все препятствия на пути восходящего потока энергии. ЩИТ-оберегает практикующего от внешних, земных обстоятельств. ЧЕРЕП-указывает на отрешённость от ложного отождествления с телом. ТРЕЗЦБЕЦ-символизирует равновесие трёх сил сохранения, сотворения и уничтожения. Какини-Шакти пронизывает всюанахата чакру. Подобно воздуху, она заполняет всё свободное пространство и с помощью эмоциональных частот бхакти (преданное служение) обеспечивает энергией весь организм. В анахата чакре бхакти персонифицируется как Кундалини-Шакти, которая помогает Какини-Шакти в обеспечении восходящего направления движения энергии. Какини прибывает в счастливом, приподнятом настроении. При медитации её воображают луноликой-чандрамукхи, четырёх головой Шакти, усыпанной драгоценностями. Все четыре головы полностью уравновешены, а энергия пронизывает все четыре аспекта личности, то есть физическую, рациональную, чувствующую и эмоциональную личность. Какини помогает в стихосложении и изящных искусствах, которые основаны на уровне утончённого видения. Обыденные искусства и музыка, порождаемые шакти второй свадхистана чакры не способны поднять человеческий разум к высшим царствам сознания-напротив, они только отвлекают его от этой цели. Творчество, воодушевляемое божеством четвёртой анахата чакры, Какини-Шакти, согласуется с сердцебиением, то есть с ритмом самого космоса.

КУНДАЛИНИ-ШАКТИ. Именно в солнечном сплетении, Кундалини-Шакти впервые появляется в облике прекрасной богини. Она восседает в треугольнике в позе лотоса. Этот треугольник обращён вершиной вверх, что указывает на склонность шакти к восходящему движению, поднимающему практикующего к высшим планам существования. Облачённая в белое сари Кундалини безмятежна и уравновешена. Она является матерью-девой и символизирует шакти как самоотверженное духовное случение. Эта богиня уже не отождествляется с разрушительной силой змеи, как это было на уровне первой муладхара чакры. Теперь Кундалини-Шакти превращается в богиню и человек способен сообщатся с этой одушевлённой восходящей энергией. Она уже не обвивается вокруг лингама, а независимо восседает в йогической позе. Сидящая в позе лотоса Кундалини-Шакти воплощает собой анахата-наду, космическое звучание, раздающееся повсюду и иначе именуемое-белым шумом. Этот звук зарождается в сердце как АУМ, семя всех звуков. Сердце и дыхание играет для анахата чакры жизненно важную роль, так как сердце является центром ощущений организма, а контроль над ритмом дыхания позволяет человеку одновременно управлять своим сердцебиением. Тот, кто достиг осознанности уровня анахата чакры, обретает утончённую уравновешенность тела и души.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ. Развивая анахата чакру, человек овладевает языком, стихосложением и всеми искусствами, связанными с речью, а также индриями, то есть желаниями и физическими функциями. Он становится властелином над самим собой, обретает мудрость и внутреннюю силу. Мужская и женская энергии достигают равновесия, а воздействие этих двух энергий извне уже не представляет собой проблемы, так как все взаимоотношения человека становятся чистыми. Вместе с чистым звучанием анахата чакры приходит божественное зрение, вызывающее взвешенность поступков и чувство радости.




Copyright © 2011-2015 Всё о чакрах. Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.

Рейтинг@Mail.ru